В Ярославском художественном музее — новая выставка

Культура 25.04.2024, 23:03

Отчасти она посвящена первомайским праздникам с соответствующим названием «Учимся, работаем, отдыхаем». В экспозицию вошли произведения, иллюстрирующие изменения стиля социалистического реализма. Из 3.000 картин в экспозиции — 30 работ столичных и ярославских авторов. Как известно, соцреализм был ведущим методом художественной литературы, живописи и музыки эпохи СССР. Марина Смарагдова в числе первых увидела, как мастера кисти изображали труд и отдых советских людей.

«Рыбацкий колхоз на реке Шексне». Художник Александр Веденеев воспевает красоту людей, занятых трудом. 1937-й год, еще не построено Рыбинское водохранилище, в реке полно рыбы. Персонажей критического реализм 19 века и авангарда начала 20-го вытеснили новые герои в изменившейся обстановке. Это красноармейцы и колхозники, деятели революции, комсомольцы и пионеры, спортсмены и летчики. А живописцы ощущали себя "новыми передвижниками", поскольку писали своих персонажей в гуще жизни. Бытие как деяние. Пропаганда в красках, ведь искусство времен построения коммунизма должно было звать на трудовые подвиги.

Марина Смарагдова, заслуженный журналист России:

«Соцреализм советской поры был с легким налетом романтизма. Ведь герои были идеальными. Художники мечтали о светлом будущем и его изображали. К тому же 20 век всем еще очень понятен».

Идеи основоположников, а среди них и Чернышевский, и Луначарский, и Греков, сформулированные в разные годы, начали воплощать живописцы 30-х. Полотно Петра Котова излучает жаркую негу крымского лета, на картине жена и дочь автора в Доме творчества художников в Алупке. Искусствоведы отмечали умение Котова увидеть в простом значительное. Оттепель добавила лиризма в письмо живописцев . "Утро на привале" Эмира Мазитова показывает филигранное умение создавать многофигурные композиции. Преподаватель ярославского художественного училища создал большой цикл произведений о молодых современниках.

Дарья Большакова, заведующая экспозиционно-выставочным отделом Ярославского художественного музея:

«Художники-шестидесятники видят не только правдивость окружающей жизни, но и ее прелести, иногда очень скромные, те, которые не обращают на себя внимание. И у этой выставки получилось светлое, радостное настроение и по-настоящему весеннее».

Основные принципы соцреализма: народность,идейность и конкретность. Никаких метафор и абстракций. Если дети, то непременно занятые каким-то милым делом, залитые солнечным светом. Приверженец "сурового стиля", практически единственный его представитель в ярославской школе живописи, Федор Новотельнов оставил индустриальные пейзажи ярославскиих предприятий.

Алексей Федорчук, заместитель директора Ярославского художественного музея:

«Эту выставку мы готовили довольно долго, с большим энтузиазмом. Может быть, исходя из самого содержания самих работ. Это оптимистическое искусство».

Легендарный дуэт братьев Ткачевых, они работали в творческом тандеме,воспевал русскую глубинку,каждый герой в их картинах может похвастаться своим деревенским прототипом. Художники остались верны своей теме и в перестроечное время. Многие полотна стали хрестоматийными.

Поделиться:

Дорогие друзья! Мы рады видеть вас на нашем сайте и узнать ваше мнение по затронутым в новостных материалах вопросам. Все комментарии, опубликованные на сайте, отражают точку зрения их авторов и могут не совпадать с точкой зрения редакции сайта. При написании комментариев просим соблюдать нормы законодательства РФ и просто правила приличия, оставляем за собой право удалить любой комментарий с сайта без объяснения каких-либо причин.


Партнеры