Сегодня Ярославль узнал об отречении царя

Культура 16.03.2007, 20:05
Когда начальство ушло. Первым признаком революции в Ярославле стало исчезновение городовых на улицах и площадях. Раньше эти самые близкие к народу представители власти стояли буквально на каждом углу, а в феврале семнадцатого неожиданно появился приказ убрать полицейские посты. О событиях в Питере ярославцы узнали из газет, хотя беспорядки в городе начались примерно за полгода до революции. Первыми объявили забастовку железнодорожники, следом отказались выйти в цеха рабочие ярославской большой мануфактуры. Кстати, ярославские путейцы не только выступали на митингах, но и добывали самую свежую информацию из Петрограда. К их услугам был железнодорожный телеграф.
Губернатору Оболенскому вскоре пришлось сложить полномочия. Временное правительство назначило губернским комиссаром отставного генерала Черносвитова. Впрочем, он оказался не единственным представителем революционной власти. В правом крыле теперешней мэрии города располагалась губернская земская управа. Здесь заседал созданный в срочном порядке комитет общественной безопасности - КОБ. Возглавлял его один из лидеров ярославских кадетов. И в это же время начали формироваться первые советы рабочих и солдатских депутатов. Словом в городе царило даже не двоевластие, а троевластие.
Шел третий год первой мировой войны. Ярославль был одним из центров мобилизации. Сюда из соседних губерний свозили призывников, и здесь же формировались воинские эшелоны, уходившие на фронт. Солдат в городе было немало, и в феврале семнадцатого серые шинели буквально наводнили ярославские улицы. Правда, политических требований рядовые вчерашней царской армии не выдвигали, добивались только улучшения бытовых условий. В бараках, разбросанных по городским окраинам, было грязно, холодно и сыро.
Священник Петропавловской церкви говорил в Воскресение проповедь в защиту старого порядка. Комитет назначил расследование этого печального обстоятельства для принятия соответствующих мер. Вот такая статья появилась в Ярославской газете «Голос» пятого марта семнадцатого года. И действительно, многие представители ярославского, да и не только ярославского духовенства революцию приняли и перестали молиться о здравии царской семьи. Более того, многие священники перестали даже упоминать имя помазанника Божия во время проповедей. Видимо, это было связано с тем, что русской православной церковью в то время руководил Синод, то есть по сути дела государственные чиновники. А раз сменилась власть, значит, сменились и порядки.
О том, что будет дальше в те февральские дни, действительно многие даже не подозревали. Пройдет еще совсем немного времени, и не будет уже ни комитета общественной безопасности, ни губернского комиссара. Восторжествует советская власть, и всего через год именно Ярославль станет местом, где эту власть попытаются свергнуть. Впрочем, белогвардейский мятеж - это уже другая история, куда более печальная.
Поделиться:

Дорогие друзья! Мы рады видеть вас на нашем сайте и узнать ваше мнение по затронутым в новостных материалах вопросам. Все комментарии, опубликованные на сайте, отражают точку зрения их авторов и могут не совпадать с точкой зрения редакции сайта. При написании комментариев просим соблюдать нормы законодательства РФ и просто правила приличия, оставляем за собой право удалить любой комментарий с сайта без объяснения каких-либо причин.


Партнеры