Русский авангард - это своего рода мировой брэнд России и предтеча всего современного искусства. Картины Василия Кандинского, Любови Поповой, Павла Кузнецова, Александра Родченко, Роберта Фалька - практически ровесники Ярославского художественного музея, составившие ядро его коллекции. Полотна распределяло в 20-е годы московское музейное бюро, закупавшее произведения в мастерских художников.
Можно сказать, что Любовь Леонидовна Юрова готовила этот альбом почти пять лет и всю жизнь. В Ярославский художественный музей она поступила в 1975-м году. Ученица знатока авангарда Сарабьяна, Юрова очень вскоре возглавила научную жизнь хранилища.
Ирина Кулешова работает в музее уже сорок лет и помнит, с каким энтузиазмом молодости работали все сотрудники. Большинство из них теперь дипломированные искусствоведы. Сама коллекция требовала её научного осмысления.
Этот трюк сегодня был проделан не случайно, сам автор Владимир Лебедев подсказал его музейщикам. Они до сих пор недоумевают, почему художник написал натюрморты по обе стороны холста: от жадности или от бедности, а, может, это просто шутка. Но после реставрации получилась большая редкость - двусторонняя картина.
Как сегодня говорили, выставка - дело недолговечное, шедевры часто берегут в запасниках. А книга работает дольше. Альбом с эталонными произведениями, побывавшими на всех материках, готов к внимательному прочтению. Идеи ,заложенные в этих картинах, едва ли можно девальвировать. Они из разряда вечных.